ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится
познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает
осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях
людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор
(преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более
точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый
и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется
возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к
себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут,
не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную
работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это
становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых
норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок
эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение
им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным
представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками,
контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во
взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в
представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них
существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с
ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного
ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными
качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детейстановится
менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где
были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально
сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система
первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и
мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения,
внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола
мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность,
ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности
жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и
произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок
становится способным встать на позицию другого).
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место
начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто
пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести
тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети
объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на
правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда
наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем
согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает
ещё по ходу самой игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная
моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку,
попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на
коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при
этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю
одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная
манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное
время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность
применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного
времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются
в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети
практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые
из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать
бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим
запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей
активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются:
ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках
(например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и
тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от
друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства
делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому
маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры;
выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе
бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во
временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и
месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать
по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур
определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и
заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её
устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные
приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или
рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное
мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с
использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению
дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить
необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными.
Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко
может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления,
что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть
близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится
нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью
взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует
средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно,
весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в
зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими
секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова,
синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь
детей активно пополняется существительными, обозначающими названия
профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб
и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных
профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых
сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные
случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные
множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам
языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и
деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и
косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать
состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и
сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями
разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи,
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен
удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с
продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями
способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских
симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию,
адрес, имена родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В
процессе восприятия художественных произведений дети
эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы
понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей,
животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую
сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной
деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства
выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить
задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики
влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут
проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать
кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре
для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для
получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с
удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из
целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать
места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои
работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с
ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из
прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат -
в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие
прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или
декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям,
заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию
из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по
предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте
(5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой
деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно,
быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного
труда.
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно
охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением,
которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее
воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное
и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают
складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры
рождается её замысел и сюжет.
Нет на земле гимна торжественнее,
Чем лепет детских уст. Гюго В.
Младшая группа
На третьем году жизни ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [б], [б`], [ф], [ф`], [в], [в`], [т], [т`], [д], [д`], [к], [к`], [г], [г`], [х], [х`], [й],[с`], [л`].
При этом допустимо, что некоторые согласные звуки произносятся смягченно или заменяются похожими.
Игры и упражнения на развитие дыхания
Учите малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох.
В этом помогут: дудочки, свистульки, мыльные пузыри, вертушки, бумажные игрушки, одуванчики, легкое перышко… Игрушка должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10 – 15 см.
Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались, надувался животик, а выдох был непрерывным.
Чтобы избежать головокружений делайте не более 3 – 5 упражнений подряд.
Бабочка.
Бабочка вырезанную из папиросной бумаги прикрепите на нитку длиной 15 – 20 см. Затем поднесите бабочку к губам малыша и попросите его подуть.
Буря в стакане.
Налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок устроит бурю в стакане воды.
Игры и упражнения для развития голоса
Научите малыша говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, а затем маленькую.
Учите говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Например, кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Учите говорить голосом разной высоты. Вот из далека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…»
Дети часто говорят в ускоренном темпе, важно постепенно вырабатывать умеренный темп речи.
Большой и маленький.
Возьмите картинки с часами, большими и маленькими.
Покажите большие и громко произнесите: «ТИК-ТАК», затем картинку с маленькими часами и тихо произнесите: «Тик-так».
Передай.
Попросите у ребенка спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка..
Быстро и медленно.
Поиграйте, как зайчик не спеша скачет по дорожке: «Прыг-скок, прыг-скок!» затем зайчик поскакал быстрее, темп движений и речи ускоряется.
Идет человечек (топ-топ) – пальцы шагают по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками.
Игры для развития артикуляции
Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе (двухлетний малыш удерживает язык в определенной позе 3-5 секунд), перед зеркалом, 3-4 раза, 2-3 раза в день.
Птенчик
Ребенок широко открывает рот, язык лежит спокойно на дне ротовой полости, а мама подносит щепоть правой руки изображая как будто что-то туда кладет. (повторить не менее 3 раз)
Ротик шире открывай –
Кушай птенчик не зевай!
Трубочка
С напряжением вытягиваем губы вперед, удерживаем губы 3-5 сек
Губки в трубочку сложи –
Хоботок всем покажи.
Улыбка
Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы.
Улыбнись мне поскорей,
Тяни губки до ушей!
Колечко
Положение губ, как при произнесении звука [о].
Губки круглые сложи
И колечко покажи.
Прятки
Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, а затем отодвиньте язык за нижние зубы - «язычок спрятался» (3 – 5 раз).
Мы играем в прятки.
Где ж твоя лопатка?
Кошечка
Высовываете изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык (3 – 5 раз).
Полакай, как кошка,
Молоко из плошки.
Лошадка
Приоткройте рот, присосите широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвите его. Цокайте то медленно, то увеличивая темп.
Скачем на лошадке
По дорожке кладкой.
Стой лошадка
Закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать «тпру».
Стой моя лошадка, стой!Прискакали мы домой!
Комментариев нет:
Отправить комментарий